Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о такси 2022: как изменятся требования к таксопаркам и водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Требования к работе легковых такси
Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:
- Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
-
На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.
-
Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.
-
Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.
Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:
- Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
-
Расценки за услуги.
-
Визитка водителя с его фото.
-
Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.
Ответственность агрегаторов и безопасность перевозок
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
«Для соблюдения юридических процедур самозанятые вынуждены сначала оформлять ИП, и только после этого могут применять этот налоговый режим. Хотя он действует уже с 2019 года и активно используется на рынке, законодательство это не учитывает и создает дополнительный барьер для входа в отрасль», — поясняет Наталия Лозинская.
Новый законопроект предусматривает для самозанятых возможность работать в такси и арендовать авто в таксопарке, не создавая ИП. При этом самозанятые смогут работать только через агрегаторы такси, с ними же они будут разделять ответственность в случае ДТП.
«Вполне может произойти ситуация, что водитель-самозанятый не сможет возместить ущерб, причиненный в результате аварии пассажиру. Теперь законом будет предусмотрено, что ответственность несет также агрегатор. Это заставит службы заказа такси внимательно относиться к тому, соответствует ли водитель тем требованиям, которые прописаны в законопроекте, и передавать заказы только легальным водителям», — объясняет сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.
Ответственность агрегатор будет нести не только в случае работы с самозанятыми, но и в ситуациях, когда перевозку осуществляет юридическое лицо — таксопарк. В таком случае, пассажир будет вправе предъявить требование о компенсации к агрегатору и таксопарку как совместно, так и к любому из них в отдельности — притом как полностью, так и в части долга.
Требования агрегаторов для таксопарков
Мы собрали в таблицу требования, которые выдвигают ведущие агрегаторы на рынке такси к таксопаркам, которые хотят заключить с ними договор на обслуживание.
Яндекс такси | Uber | Gett | |
Требования к водителю | Возраст от 23 лет Гражданство РФ Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее владение русским языком Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена. | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании. | Возраст от 21 года Гражданство РФ или СНГ Наличие водительского удостоверения Водительский стаж от трех лет Отсутствие судимостей Опрятность, аккуратность, уважение к клиентам Хорошее знание города Прохождение обучения в компании со сдачей экзамена. |
Требования к автомобилю | Отечественный или иномарка Наличие четырех дверей или более Среднерыночная стоимость от 400 000 рублей Возраст не старше 10 лет (старше — только в исправном состоянии и при прохождении техосмотра) Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 10 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. | Только иномарка Наличие четырех дверей или более Возраст не старше 5 лет Исправное техническое состояние, презентабельный внешний вид. |
Комиссия с заказов | До 20% | 20% | От 17% |
График выплат | Ежедневно | Ежедневно или еженедельно | Ежедневно или еженедельно |
География присутствия | Вся РФ, включая Крым. | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Омск, Уфа и еще 24 города. | Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Калининград и еще 70 городов. |
Дополнительно | Бесплатное обучение водителей Спецпредложения для развития таксопарков Приложение — только для Android. | Распределение заказов не зависит от рейтинга. | Можно заранее планировать схемы. |
Итак, мы уже подсчитывали, сколько может заработать таксист-одиночка в среднем городе России — ок. 30 тыс. рублей. В городе миллионнике — примерно 45 тыс. рублей, в Москве, Петербурге — до 70 тыс. рублей.
Если исходит из этих цифр, то владелец таксопарка в 20 машин в среднем городе будет получать примерно 15 тыс. от одной машины в месяц, значит 300 тыс. от всего своего парка, в большом городе — 450 тыс. в месяц со всего автопарка, в Москве примерно 700 тыс. рублей.
Конечно, владельцы бизнеса находят возможности увеличивать свои доходы за счет рекламы и рекламных контрактов, сокращать расходы на топливо, переоборудовав автомобили на использование газа вместо бензина и тд. Но это индивидуальное решение для каждого владельца бизнеса.
Разрешение или лицензия
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Как называется документ, легализующий деятельность легкового такси, – лицензия или разрешение? Некоторую путаницу в этом вопросе вызывает тот факт, что лицензия на пассажирские перевозки действительно выдаётся, только к такси она отношения не имеет.
Выдача такой лицензии регулируется Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616, и по этим правилам выдаётся лицензия только на регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении. То есть это перевозки по маршрутам транспортом вместимостью более 8 пассажирских мест, которые ещё называют маршрутным такси.
А если говорить про перевозки по заказам частных лиц, то, как таковая, лицензия на такси не существует, вместо неё выдаётся разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров. Лицензия на пассажирские перевозки и разрешение на такси – это не синонимы, и не название одного и того же документа.
Если вы хотите получить легальную возможность перевозить пассажиров и багаж в легковом транспорте по индивидуальным заказам, то вам потребуется именно разрешение на перевозку пассажиров легковым такси, а не лицензия.
Вот так, например, выглядит форма для проверки выданных разрешений на такси по территории Москвы и области. Из неё можно узнать наличие сведений в реестре не только перевозчиков, но и каждой единицы транспорта, которому разрешено перевозить пассажиров. Такие же реестры есть по каждому региону.
Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю
Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:
- наличие оранжевого фонаря на крыше;
- нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
- установка таксометра.
Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.
Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.
К водителю такси предъявляются следующие требования:
- наличие не менее 5 лет водительского стажа;
- отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
- высокая скорость реакции.
Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.
Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.
Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.
Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:
- название документа, его порядковый номер, период действия;
- информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
- сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
- сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
- информация о маршруте.
Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.
А что говорят и думают люди?
-Закон тем хорош что исчезнут подработчики. Они немало хлеба отнимают у профессиональных таксистов,плюс все жалобы пассажиров чаще к ним. У нас на юге зимой невозможно работать,все у кого работа заглохла моментально прекращаются в таксистов Вообще это чисто экономическая тема . Если вход в профессию лёгкий не жди высокой зарплаты и тарифов. В последние годы именно это опустило работу таксиста ниже плинтуса,да ещё эмигранты постарались. Некоторые пассы просто отказываются разговаривать с тобой считая тебя вроде собаки.
-Вот вроде бы все хотят наведения порядка в этой сфере, но если его действительно начать наводить, то по факту очень многие останутся недовольными. Как таксисты, так и пассажиры. Потому что одни не хотят выполнять никакие требования, а другие хотят уехать как можно дешевле. Мне кажется, что особенно в нынешних условиях власти не захотят злить такое количество народа, поэтому закон в очередной раз отложат в долгий ящик. Либо закон примут для галочки, но, как обычно, суровость закона у нас будет смягчаться необязательностью его исполнения, поэтому на деле мало чего изменится.
-Для пассажиров однозначно лучше будет. Для ответственных самозанятых таксистов лучше. Любой порядок всегда лучше бардака и неопределенности в законах и отношениях
По поводу стоимости:
Любая информационная система стоит дорого. Сейчас цена одного сервера supermicro на новой платформе около 1 млн рублей, одна дисковая полка 300 тысяч, коммутатор, маршрутизатор по 100-150 и выше, система хранения данных тоже около 500 тысяч, сама стойка сейчас стоит 300 тыс, блоки питания по 250 тыс… Место для размещения, монтаж, обслуживание… Затем стоимость программного обеспечения (база данных, ее наполнение, администрирование) тоже стоят денег.
-Не дать людям честно работать и зарабатывать — главная задача государства с его раздутым аппаратом разного рода проверяющих и контролирующих бездельников….
Отсутствие судимости у водителя такси
В первую очередь нужно сказать о том, что закон добавляет в Трудовой кодекс Российской Федерации новую статью 3281 «Ограничения на занятие трудовой деятельностью, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа». Ниже будут приведены выдержки из данной статьи.
Второе важное замечание заключается в том, что требования для разных групп водителей различаются. Если говорить точнее, то есть отдельные требования для водителей такси, и отельные требования для водителей остального общественного транспорта (троллейбусов, автобусов, трамваев, метро). В первую очередь рассмотрим требования для водителей такси:
К трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение следующих преступлений либо подвергающиеся уголовному преследованию за следующие преступления:
1) убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям;
2) преступления, предусмотренные законодательством другого государства — члена Евразийского экономического союза, соответствующие преступлениям, указанным в пункте 1 настоящей части.
Требования для водителей такси имеют несколько важных особенностей:
1. Запрет распространяется именно на водителей, перевозящих пассажиров и багаж, а не на любых водителей таксопарка. Если водитель работает на автомобиле такси, но людей не возит, то новые требования о судимости к нему не относятся.
Например, это может быть водитель, который перегоняет автомобили к местам ремонта, технического обслуживания, мойки, заправки и т.п. Не смотря на то, что он садится за руль такси, новые требования по судимости к нему не относятся.
2. Новые требования говорят о том, что водитель:
- не должен иметь неснятой судимости;
- не должен иметь непогашенной судимости;
- не должен быть подвергнут уголовному преследованию.
Рассмотрим каждый из приведенных терминов подробнее
Судимость погашается (статья 86 УК РФ) через:
- 3 года после отбытия наказания для преступлений средней тяжести;
- 8 лет после отбытия наказания для тяжких преступлений;
- 10 лет после отбытия наказания для особо тяжких преступлений.
Судимость может быть снята судом до истечения срока погашения судимости по ходатайству осужденного в случае его безупречного поведения и возмещения вреда, причиненного преступлением.
Что касается уголовного преследования, то оно начинается с того момента, когда водитель становится подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления (статья 5 УПК РФ).
Таким образом, к работе водителем такси не может быть допущен человек начиная с того момента, как он стал подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу, и до того момента, как его судимость не стала погашенной или снятой.
3. К работе в такси не может быть допущен человек, совершивший преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое преступление из следующего списка:
- убийство,
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью,
- похищение человека,
- грабеж,
- разбой,
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности,
- преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества.
Нужна ли справка работающему водителю?
Обратимся к статье 2 Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»:
1. Работник, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года обязан представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Данный пункт говорит о том, что до 1 сентября 2023 года абсолютно все водители, работающие на такси, автобусах, троллейбусах, трамваях и метро, должны будут предоставить справку об отсутствии судимости и уголовного преследования своим работодателям.
Данное требование относится как к гражданам России, так и к гражданам других государств.
Примечание. Форма справки и порядок ее выдачи должны быть утверждены отдельным нормативным документом МВД.
2. Наряду со справкой, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, работник, не являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий гражданство другого государства — члена Евразийского экономического союза, трудовая деятельность которого непосредственно связана с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, до 1 сентября 2023 года обязан представить работодателю документ о наличии (отсутствии) судимости за совершение преступлений, указанных в пункте 2 части первой и пункте 2 части второй статьи 3281 Трудового кодекса Российской Федерации, и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданный компетентным органом соответствующего государства — члена Евразийского экономического союза, с приложением перевода на русский язык, верность которого должна быть удостоверена в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В части 2 статьи 2 речь идет о еще одной справке, которая является обязательной только для граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, не имеющих гражданства РФ. Такие водители до 1 сентября 2023 года должны получить справку об отсутствии судимости и уголовного преследования в «своем» государстве и предоставить ее работодателю вместе с заверенным переводом.
То есть, гражданам Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии потребуются одновременно 2 справки об отсутствии судимости:
- полученная в России;
- полученная в «своем» государстве, сопровождаемая заверенным переводом.
Цены на такси с 1 января 2023 года: что об этом известно
По словам господина Барабаса, приобретение дорогостоящего оборудование вызовет трудности у водителя, а цена «ляжет» на клиента.
«Какое-то время его стоимость будет распределена на стоимость поездок. если в течение года на каждый выезд будет накидываться по рублю, пассажиры этого не заметят, если только не сработает классическая жадность российского бизнеса: как только возникают какие-то требования, начинается глобальный плач в СМИ с угрозами поднять цены», — говорит Барабас.
Эксперт добавил, что рынок нелегального такси существенно не изменится потому, что водители там обычно не перерабатывают и не ездят уставшими.
Получение лицензии – долгое и проблематичное занятие. Рядовой гражданин не сможет пройти лицензирование, потому что для разрешения требуется коммерческий статус. Придется заранее регистрировать организацию или ИП, что выйдет в круглую сумму.
Решение проблемы – взять готовый автомобиль в аренду. Наш таксопарк имеет легальную лицензию на все автомобили. Модели соответствуют параметрам, который утверждены законодательством. Гарантируется доступность и простота условий соглашения.
Нет смысла получать лицензию и тратить крупные суммы, когда можно приступить к делу с помощью проверенной лицензированной компании. Разницы нет: мы обеспечиваем автомобилем, водитель самостоятельно осуществляет деятельность и зарабатывает на жизнь.
Какова классификация авто согласно европейской стандартизации?
Чтобы автоводителям было легче разобраться, к какому из классов следует отнести их ТС, стоит рассмотреть общеевропейскую классификацию. Только так можно четко понять, какие машины допускаются на разные рейсы. К примеру, к минивэнам в требованиях указывается, что в рейс допущены только автомашины класса М. Как грамотно расшифровать подобное обозначение?
- A — микроавто Minicars;
- B – автомобиль малый (Small cars);
- С – машина среднего класса (Medium cars);
- D – большой автомобиль для семьи (Larger cars);
- Е – машина бизнес-класса (Executive cars);
- F – автомобиль представительского уровня (Luxury cars);
- S – спортивное авто купе (Sport coupes);
- М – УПВ и минивены (Multi purpose cars);
- J – паркетники (Sports utility).
Каждому классу присвоена своя литера. Имея понимание, в какой именно класс попадает автомобиль, будет просто самостоятельно решить, для работы в каком тарифе подходит ТС.
Как устроиться в такси в Москве?
Почему же официальные компании, рискующие собственным бизнесом, все-таки идут на сотрудничество с таксистами-нелегалами? Очевидно, что в данном секторе существуют некоторые особенности рыночной конъюнктуры, а именно:
- На рынке действительно существует дефицит профессиональных водителей, соответствующих требуемому классу.
- Присутствует высокая текучка кадров.
То есть, водителей не просто мало, а мало именно профессионалов, поэтому как частные диспетчерские, так и крупные агрегаторы стремятся «закрепить» такие кадры за собой, сделав их партнерами на тех или иных условиях.
Так что желающим сделать карьеру в такси можно не волноваться – перспективы здесь немалые и вакансий хватит очень многим. Именно для того, чтобы сформировать свой парк профессиональных, компетентных и лояльных водителей, частные компании идут на то, чтобы легализовать труд водителей без лицензии. Суть сотрудничества – компании, специализирующиеся на такси-перевозках, предлагают всем имеющим права и стаж устроится водителем такси (к примеру, в Москве) на следующих условиях:
- Водитель становится официальным сотрудником компании (то есть, легализует свою деятельность) и получает от диспетчеров заказы (по принципу работы агрегаторов). Иногда такие компании-таксопарки, по сути, становятся просто посредниками между известными виртуальными агрегаторами (типа Uber или Яндекс.Такси) и нелегалами.
- Водитель оплачивает компании договорной процент от выручки с предоставленных компанией заказов. Если речь идет об аренде авто, то к платежам за информационное обслуживание следует присовокупить еще и регулярную арендную составляющую (а аренда, как правило, с правом выкупа).
В данном случае работа желающих легализоваться таксистов-частников начинается с поиска такой компании и заключением с ней договора найма, где кстати, будут прописаны все условия сотрудничества (то есть, и требуемый к выплате в пользу компании процент).
- На личном автомобиле, в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Для этого нужно зарегистрировать ИП, оформить лицензию.
- На личном автомобиле без ИП. Согласно закону №69-ФЗ от 21.04.2011 г., оформить разрешение такси можно на арендованную машину, или используемую по доверенности. Владелец передает свое транспортное средство таксопарку, тот получает лицензию, и берет владельца на работу. Стоимость такой операции 10-15 тыс.р.
- Аренда такси. Машина полностью укомплектована, застрахована, имеет лицензию. Чаще всего желтого цвета с желтыми номерами, что дает преимущество при движении по выделенной полосе, предназначенной для общественного транспорта. В центре Москвы имеются специальные парковки для такси, где машина с желтыми номерами может находиться бесплатно.